Поляризация имен (ономатология)

Тема в разделе "Толкование имён", создана пользователем СИЛАГРА, 2 мар 2006.

  1. Надеюсь я пишу не слишком много, но думаю это будет важно почитать. Нашла, изучила и сделала выводы. О произношении имен и противоречивости характера.
    Очень прошу обратить внимание Лилит. Ты просила растолковать имя МИЛИВОЕ…я к сожалению пока ничего не смогла найти….но возможно эта цитата все прояснит. Рассмотреть можно даже на примере имени ЛЮДМИЛА….но это только предположения…если что не бросайте в меня помидорками.


    Итак, есть такое выражение "Немил (имя) я, хоть и мил, а ты, хотя Людмила, но людям не мила и им мила не станешь"
    Вот к чему оно написано... к противоречивости в имени и его обладателя. Поясняю - это высказывание своего рода характеристика и наблюдение, отражающие поляризацию имен (ономатология).

    ”Бывает, что если имя очень ясно и бесспорно в своей этимологии (Людмила-Мила, т.е. должна быть милой), где его этимологическое значение навязывается сознанию и притом имеет характер не символический, а слишком явно тождественный,— там склад личности нередко оказывается в прямом противоречии с этимологическим значением имени. Не то, чтобы между именем и личностью, точнее — между этимологическим значением имени и его энергетическим значением, нельзя было уловить связи вовсе. Напротив, внимательное изучение имени и личности, носящую его, позволяет открыть нити, тянущиеся от имени к личности, позволяет уяснить себе ту первоначальную ткань, которая переродилась в данную личность, и ткань эта явно определяется рассматриваемым именем. И когда это вскроется, то становится ясна символическая отображенность имени данной личностью, этимологическому значению своего имени не только противоречащей на поверхности, но и утверждающей это значение своими более глубокими слоями. Тут открывается возможность видеть и понять не только то, что данная личность вопиюще нарушает этимологическое значение своего имени, но и то, что не случайно она носит его, что энергия ее имени действительно в ней действует, хотя и вызывает действие неожиданное, однако все-таки оно — деятельность этого имени, а не какого-либо другого. Личность, как и вообще всякая конкретность, воплощая умную сущность, являет ее в себе и собой символически, как художественный образ. Когда умная сущность явно далека от возможности рационалистического объединения и упрощения по одному признаку, то художественное воплощение ее в личности не дает разрыва между символом и первообразом — именем. Когда же этот первообраз (хотя и тут неспособный быть рационалистически расплющенным) ближе к плоскости рассудочной и легче допускает насилие над собой, обращающее его из идеи в понятие, тогда личность, воплощающая данное имя, легко может из-за крикливо навязывающегося отвлеченного признака имени, именно из-за него, не подчиниться имени и в ответ на его навязчивое требование — иметь некоторый определенный признак, быть ходячим олицетворением этого признака она показывает прямо противоположное. Может быть, тут она побуждается к этому восстанию против своего имени глубинным целомудрием, которое не дозволяет ей ходить с вывеской на лбу, объявляющей всеми буквами, олицетворением какого отвлеченного признака должна быть эта личность по мнению толпы. Но, одеваясь признаком противоположным, в глубине своей личности она освещается все-таки этим отрицаемым на поверхности признаком, и свет его просвечивает невнятно сквозь собственное более поверхностное отрицание.

    Нам представляются приторными и выдуманными старинные произведения, где действуют лица с именами, значение которых слишком явно указывает на добродетели и на пороки. Неприятны тут не только, или, скорее, не столько чрезвычайность их добродетели или порока, как формальное заявление о тех и других самими именами: по опыту, запасенному и отложенному в нас веками, но бесспорно присущему нам непосредственному чутью имен, как бы это чутье ни объяснялось, мы не верим этому прямолинейному совпадению отвлеченно-логической вывески с психологическим и нравственным, а тем более — телесным содержанием у личности, и представленный образ в его цельности с именем оценивается нами как невозможный и потому — художественно фальшивый.

    ... Каждый знает из жизненного опыта, что люди с чересчур явно благочестивыми фамилиями — редко бывают благочестивыми (*с этим я полностью соглашаться не буду, но от части правда*). Точно так же можно рассмотреть имя Людмила — и в отношении своего имени: ”... хотя Людмила, Но людям не мила, И им не станешь мила.”
     
  2. Это ближе к истине, чем трактовка "Миловое".:rolleyes: Но, с другой стороны, как думаешь, чем объясняется такая закономерность в полярности звучания со значением (точнее представлением), помимо "эффекта противоречия"?
    И относится ли это только к столь говорящим именам или в принципе ко всем в ключе их трактовок?
     
  3. мне кажется все это относится в основном именно к говорящим именам....хотя нечто подобное можно увидеть в жизни. Если человека постоянно хвалить и говорить какой он хороший, он станет вредным.......не всегда такое правило действует конечно, исключения есть всегда. Но оно действует....

    Помимо эффекта противоречия....хм...надо подумать....буду сидеть думать....
     
  4. Вот именно это я заметила, когда читала о своем имени в теме "Людмила"...:( Не то что бы я совсем была "не милой",:D но и не такая как навязывает (по звучанию) имя. Действительно интересная теория... :eek:
     
  5. мне она тоже понравилась...Выходит, что в таких именах...в таких людях сочетаются две противоположные стороны...с одной стороны Людмила милая, с другой ангелом не назовешь:rolleyes: ....

    Я в теме о Людмиле не написала отрицательные черты.....там все смотрится как-то положительно...и чтобы неписать плохого выложила эту теорию))).
     
  6. А это еще не все? Есть и плохое??? Прикольно :D
    Если будет вдохновение, может напишеш как-нибудь и о плохом?:eek:
     
  7. угу)).:)
     
  8. УРЯ-Я-Я-Я!!! Спасибо :p :p :p
     
  9. Мое имя Олеся. Этимология его (если не рассматривать как вариант имени Александра) неясна (у кого-то из исследователей читала, что склоняются к греческому самостоятельному источнику). Но наши современники знают единственную Олесю - персонажа повести Куприна - и соединяют черты художественного образа с носителями имени.
    Некоторые знакомые проделывают это и со мной, находят совпадения, их это даже забавляет :) Несмотря на то, что в русском языке оно ассоциируется не с какими-либо душевными качествами, а со словом "лес" - по воображаемому корню.
    Ассоциативные связи возникают очень быстро.
     
Загрузка...