Число 3

Тема в разделе "Приметы и обычаи", создана пользователем СИЛАГРА, 7 июн 2006.

  1. Число 3 (Триада)

    Сефира: Бина (Разум).

    Эзотерическое значение тройки состоит в том, что она, представляя собой начало синтеза, соединяет воедино и примиряет конфликт между двумя противоположностями, в том числе и между единицей и двойкой и поэтому считается первым совершенным нечетным числом (т.к. единица не в счет). В своем божественном аспекте тройка олицетворяет собой принцип Самосознания субстанционального Бытия в совокупности своих Атрибутов и свойств, то есть Бытия, вышедшего из своего однородного состояния в состояние неисчерпаемой множественности возможностей. Такое Самосознание будет синонимом Высшего Разума, Великого Архитектора, творящего из однородной субстанции Первоматерии (2) проявленный космос (4). В своем природном (космическом) аспекте тройка по выражению В. Шмакова есть "Кинетическая Деятельность Первоматерии, Конечный синтез, где все совершенно, закончено и раз навсегда предопределено", есть Тернер и Первообраз, способный творить, вырисовывая на космическом зеркале Великой Матери свой набросок вселенной. Иначе говоря, в природном аспекте тройка символизирует тройственную природу мира, состоящего из Неба, Земли и Человека. В человеческом аспекте тройка означает тройственное строение гомо сапиенс, чью внутреннюю природу принято разделять на дух, душу и тело.

    Графическим изображением тройки является восходящий или нисходящий треугольник, три точки, трехлучевая звезда, а также трезубец, три зубца которого символизируют равновесие между принципом "ОВIТО" ("повинуйся, поддавайся, будь послушен, внимай") и принципом "IМО" ("напротив, наперекор, сопротивляйся, проявляй активность"). Можно сказать, что тройка кроме всего прочего графически образует половину окружности, включающей в себя рождение, зенит и нисхождение. Тройка выражает таким образом триединую основу мира, одновременно объединяющую в себе созидающие, охранительные и разрушающие силы природы.

    Свойство примирять противоположные тенденции, лежащее в основе тройки, предопределили символические наименования данного числа, которыми его наградили пифагорейцы: "дружба", "мир", "справедливость", "благоразумие", "умеренность", "добродетель". Сущность тройки состоит в том, чтобы, снимая противоречия и упраздняя прежнее двойственное состояние бытия, рождать новое состояние, выводящее мир на качественно иной уровень.

    Эволюция самого понимания тройки в различные эпохи, показана исследователем символики чисел А. Ольгиным: "Интересно, что христианский термин "троица" начал употребляться во II веке Тертуллианом вместо слова "триада". И в этом видели глубокий смысл. В отличие от "триады", которая, как считается, выражала значение "трое разных", то есть подчеркивала различия, "троица" обозначает "совокупность, объединение трех", где главенствующая роль принадлежит Единому (Отцу), то есть воплощает идею семьи: Отца, Матери, Ребенка".

    Сущность тройки можно лучше понять, осознав ее связь с единицей и двойкой. На эту тему подробно высказывается Мэнли Холл: "Священность триады и ее символа - треугольника - следует из того факта, что она делается из монады и дуады. Монада есть символ Божественного Отца, а дуада - Великой Матери. Триада, будучи сделанной из них, является, следовательно, андрогинной и символизирует тот факт, что Бог порождает Свои миры из Себя и Его творческий аспект всегда символизируется треугольником. Монада, переходя в дуаду, способна стать родителем потомства, потому что дуада была лоном Меру, внутри которой вызрел мир и внутри которой он все еще существует в виде эмбриона".

    В отличие от негативного характера дуады священность триады глубоко позитивна и несет в себе полноту изначальной единицы. Об этом пишет А. Дугин:

    "Число 3, напротив, имеет позитивный характер, т. к. оно получено добавлением к негативному 2 вновь обретенного Единства. И в любом случае, является ли это добавление Единства предшествующим Двойственности (3=1+2) или последующим за этой Двойственностью (3=2+1), оно всегда рассматривается как метафизическая ценность. Отсюда вытекает универсально позитивный характер Троичности, Троицы практически во всех традициях и в особенности в Христианстве. Приведем пример из Библии в отношении Третьего сына Адама-Сифа, который вновь обрел утерянный Рай, заменив отцу убитого Авеля. Этот сюжет точно соответствует логике происхождения чисел. Авель (1) угоден Богу. Каин (2) не угоден Богу (его жертвы Бог отвергает), так как Два (2) есть отрицание Единицы (1). Это отрицание дополнительно выражается в убийстве Каином Авеля. Сиф (Третий сын) есть возврат к Единству (Единство Рая, состояние до грехопадения Адама - 3=1+2) и замещение убитого Авеля (1), то есть 3=2+1. Поэтому гностические доктрины говорили о двух "Сифах", двух возможностях преодоления Двойственности: о Сифе, вернувшемся в Рай и ушедшем из мира множественности навсегда, и о Сифе, Праотце всех праведников, вместо Авеля давшем начало чистой ветви человечества, то есть о Сифе - источнике особой благодатной, духовной множественности. Любопытно заметить, что само имя Сиф, по древнееврейски "seth", тождественно санскритскому корню sat, Чистое Бытие".

    Число 3 является первым по-настоящему нечетным и священным в своей нечетности числом именно потому, что оно создано по образу и подобию единого начала, выраженного числом 1. Тройка стоит впереди двойки за счет того, что к ней (двойке) добавляется метафизически превосходящее ее и старшее число - единица. Тройку - "гармоничный результат воздействия единства на дуальность". Это число связано с базовыми принципами и выражает самодостаточность или возрастание "единства в самом себе". Данное свойство подтверждает производный, сыновний, характер появления тройки в результате взаимодействия его метафизических родителей - единицы и двойки. Как это бывает и в земной родительской традиции, отец нередко передает сыну свои основополагающие черты и свойства. С другой стороны возрастание "единства в самом себе", то есть накопление свойств единицы, обязательно приводит к снятию противоречий между противоположными силами, или к "нейтрализации бинера" (как говорит В. Шмаков), в точности также, как рождение ребенка в нормальной семье, как правило, духовно сближает родителей. Все это позволяет сделать вывод, что "тройка олицетворяет решение конфликта, поставленного дуализмом".

    Утверждение принципа единства между двумя полюсами в силу своей гармонизирующей функции позволяет отождествить тройку с принципом мудрости, поскольку его использование дает людям возможность управлять временем, организуя настоящее, предвосхищая будущее и применяя опыт прошлого.
     
  2. Число 3 (библия и т.д.)

    1. Русская традиция с точки зрения числовой символики насквозь троична. Это проявляется не только в почитании одного из самых высоких христианских понятий Троицы, но и даже в предельно сниженных, профанических чертах национального бытия, например, в доходившей до трагикомизма привычке пить на троих. Троичностью пронизаны и дохристианские русские символы и понятия - культовые образы "трех солнц", три коня, установленные на крышах некоторых домов в виде вырезанных из дерева фигур, образ Трояна из "Слова о полку Игореве", которого многие исследователи отождествляют с Триглавом, три сферы (небо, вода и земля), в которых пребывает Бог Агни, три пути на выбор, предлагаемые спутнику судьбой.

    2. Тройка это первая геометрическая фигура имеет три элемента, и она представляет собой площадь. Поэтому число три устанавливает то, что твердо, реально, вещественно, завершено и цельно - божественное совершенство.
    Читая и изучая Библию видно, что все вещи, которые особо завершены, отмечены этим числом. Число три является первым из четырех совершенных чисел, следующее будет число семь - число завета или духовного совершенства. Затем число 10 - число порядкового совершенства (десять заповедей) и число 12 - число совершенного правления.
    Вот некоторые модели числа три, являющиеся только немногими примерами из множества случаев.
    • Три характерных черты Бога: Всемогущий, Вездесущий, Всеведущий.
    • Три великих разделения, образующих время: прошлое, настоящее, будущее.
    • Три вида пищи были необходимы во время жертвоприношения, ибо это представляло совершенную службу, которой требовал Бог от своего народа.
    • "Три" было специальной мерой для очищения от проказы.
    Связь числа с жизнью Христа:
    • На третий день Иисус воскрес из мертвых, так же как Иона
    • В третий день Иисус завершил исцеления.
    • Три часа Иисус был на кресте (с 6-го до 9-го), три часа мрак покрывал землю.
    • Дух, вода и кровь - божественные свидетельства благодати Божьей на земле.
    • Трехкратное повторение голоса с неба является Божественным свидетельством при крещении Иисуса; при преображении Иисуса; во время молитвы Иисуса.
    • Иисус воскресил трех человек из мертвых.
    • Надписи на кресте были сделаны на трех языках, показывая полное отвержение Иисуса людьми.
    • Совершенство служения Иисуса явлено в Нем как в пророке, священнике и царе.
    • Божественная полнота пасторского служения Иисуса явлена как:
      • Пастырь добрый в смерти;
      • Великий Пастырь в воскресении;
      • Пастыреначальник во втором пришествии;
    Бог часто употреблял число три по отношению к Израилю со времен Авраама.
    • Совершенство завета, который Бог заключил с Авраамом, видно в выборе трех животных: телец, козел и овцы.
    • Исход5, "Три дня пути" по пустыне характеризуют полноту отделения, которым Бог желал отделить свой народ от Египта (образно от мира в настоящее время).
    • В момент получения Закона Израиль сказал трижды: "Все, что сказал Господь, исполним" (Исход19; 24), подчеркивая полноту завета.
    • Воды Иордана трижды расступались, подчеркивая совершенство божественного чуда.
      • Иисус Навин
      • Илия
      • Елисей
    • Храм был разделен на три отделения: двор, Святое Место, Святилище.
    • Три великих праздника Израиля: Праздник Опресноков (Пасха); Праздник Седмиц; Праздник Кущей - полное описание христианской жизни.
    Яхве применил это число, чтобы подчеркнуть величие библейских истин.
    • Ветхий Завет был разделен на три раздела:
      • Закон
      • Пророки
      • Псалмы.
    • Полнота отступничества:
      • путь Каина
      • обольщение Валаама
      • упорство Корея
    • Три дара благодати (повторенные пять раз - число милости):
      • Вера
      • Надежда
      • Любовь
    • Тройная основа человека: дух, душа, тело.
    В Писаниях много известных людей названы по трое.
    • Сим, Хам, Иафет.
    • Авраам, Исаак, Иаков.
    • Гирсон, Кааф, Мерари.
    • Саул, Давид, Соломон.
    • Ной, Даниил, Иов.
    • Седрах, Мисах, Авденаго.
    • Петр, Иаков, Иоанн.
    Тройное сочетание чисел. Когда мы имеем три числа вместе, это представляет максимально то, что оно означает. Например, 888 - восемь является числом бессмертия; 888 = числовая оценка Иисуса.
     
  3. Число 3 (продолжение...)

    1. Нумерология: Интеллектуальные способности, активность, целенаправленность, самовыражение, оптимизм, самореализация, смелость, богатое воображение.Тщеславие, жестокость, склонность к насилию, применению силы, критицизм, властность.
    Таро: карта Императрицы.
    Астрологические дома: III. Ученичество, интеллектуальные способности (Близнецы): Мышление, стремление к знаниям, быстрота реакции, подвижность, различные формы связей, развитие речи, поездки, способность осознавать себя и создавать свою судьбу в социальном плане.

    2. ЧИСЛО "3" В РЕЛИГИИ И МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ

    Кельты придавали очень большое значение числу "три", которое занимало важное место в их религиозно-мифологической традиции. Так, одним из самых широко распространенных образов, которые встречаются на фигуративных памятниках, происходящих из Галлии, является трицефал - божество с тремя головами или тремя лицами. Например, на северо-востоке Галлии культ трехголового божества был распространен у кельтского племени ремов и их клиентов - суессионов. На территории этих племен было найдено 15 памятников, на которых изображен трицефал.

    В Мальмезоне (около Реймса) найдена стела, на которой изображен трицефал, помещенный поверх группы, образованной божественными персонажами - Меркурием и его паредрой Росмертой. Любопытно, что в соседней с ремами общине тревиров (район Трева), где господствовал культ богинь-Матерей, найдены два памятника (в Треве и в Меце), на которых изображены три богини, причем та, которая в центре, стоит на поверженном боге с тремя лицами и попирает его ногами. {У ремов покровителем племени был трицефал, а у тревиров сходную функцию осуществляли богини-Матери, трицефал же присутствовал в поверженном состоянии, но всё-таки присутствовал.}


    В римской Галлии в качестве трицефала часто выступает Меркурий, например, на изображениях, происходящих из Лютеции, и на так называемых вазах "из Бавэ".

    Кроме того, что кельты в изображениях своих богов утраивали самую драгоценную часть человеческого тела - голову, они также были склонны объединять их в триады. Так, на барельефах, происходящих из римской Галлии, богини-Матери очень часто сгруппированы по три. На некоторых стелах галло-римская Минерва соединена с Меркурием и Вулканом, поскольку все трое считались покровителями ремесла в Галлии. На вотивной стеле из Реймса представлена триада: Аполлон, Меркурий и галльский бог Цернуннос.

    Тройственные образы свойственны не только фигуративным памятникам кельтской религии.

    Триада - формула, группирующая три факта или три наставления, является господствующим жанром в гномической литературе Ирландии или Уэльса и тройные персонажи и триады занимают важное место в эпической традиции обоих народов.

    Ф.Леру и Х.Гионварк связывают тройственность кельтской традиции с гипотезой о трехчастной идеологии индоевропейцев. "Кельты сохранили, - пишут они, - как и большая часть индоевропейцев, но несомненно больше, чем некоторые из них, привычку тройного видения мира, существ и вещей, идущую из времен изначальной общности". Однако, по-видимому, в действительности символизм числа "три" древнее, чем даже время первоначального индоевропейского единства и охватывает более обширные регионы, чем один только индоевропейский мир.

    О глубокой древности и широком распространении формулы тройственного деления мира говорил М.Элиаде. Во-первых, он отмечал, что в традиционных цивилизациях, как правило, Мир считается состоящим из трех этажей - Неба, Земли и Преисподней, соединенных между собой центральной осью. Затем он еще раз обратился к этому вопросу, анализируя значение мистических чисел 7 и 9. Указав, что отождествление Мирового Древа о семи ветвях с семью планетными небесами вызвано месопотамскими влияниями, Элиаде в то же время подчеркнул, что числу 3, символизирующему три космические области, религиозное значение стало предаваться раньше, чем числу 7. Принято говорить также о 9 небесах (и о девяти богах, девяти ветвях Мирового Древа и т.д.). По мнению Элиаде, мистическое число 9 следует объяснять как 3х3 и, следовательно, рассматривать как часть символики более древней, чем символика месопотамского происхождения, проявляющаяся в числе 7.

    Таким образом, число "три" принадлежит к древним фундаментальным символам человека и мира, и поэтому оно имеет распространение в самых глубинных пластах мифологии и религии древних цивилизаций. И то обстоятельство, что кельты уделили особенно большое внимание священному числу "три" в их мифологии и религии, свидетельствует о том, что они, возможно, были ближе, чем другие народы, не только к своим индоевропейским истокам, но и к истокам изначальной традиции всего человечества.


     
Загрузка...