Число 5

Тема в разделе "Приметы и обычаи", создана пользователем СИЛАГРА, 3 май 2006.

  1. Число 5

    Пятая Сефира - Гебура (Правосудие).

    (Пентада):

    Четыре – это число, характеризующее моральное совершенство: тетрагоном, то есть четырехугольником, будет назван морально безупречный человек. Но «квадратный человек» является вместе с тем и «пятиугольным», «пентагональным» человеком, потому что пять – число, полное потаенных соответствий. Пентада представляет собою сущность, которая символизирует как совершенство мистическое, так и совершенство эстетическое. Пять – это круговое число, которое при умножении на себя постоянно возвращается само к себе (5 х 5 = 25; 25 х 5 = 125; 125 х 5 = 625 и т. д.). Пятью сущностями обладают окружающие нас вещи, пять основных климатических поясов, пять видов живых существ (птицы, рыбы, растения, животные, люди). Пентада – это строительная матрица Бога, и мы находим ее и в главах Священного Писания (Пятикнижие, пять ран на теле Христовом – см. ниже :)). Еще легче мы обнаруживаем ее в человеческой фигуре – она вписывается в круг, центром которого является пупок, а периметр, состоящий из прямых линий, которые соединяют разнородные конечности, образует именно пятиугольник. Можно вспомнить и построения Виллара д'Оннекура, и известный рисунок Леонардо – Витрувианский человек. Мистика Хильде-гарды Бингенской, ее концепция музицирующей души основывается на символике пропорций и на таинственном обаянии пентады.



    Эзотерическое значение числа пять состоит в том, что пятерка выражает идею "совершенного человека" с развитой волей, способного поместить себя в центр креста стихий и управлять ими. В своем божественном аспекте пятерка выступает символом искры Абсолюта - Монады, представляющей собой индивидуализированную частицу Целого. По определению Шмакова "каждая отдельная монада - луч эмалированный Божеством, является определенным аспектом Божества и вселенной". В природном аспекте пятерка означает космическую сферу с четырьмя элементами и сторонами света, управляемую единым Высшим Элементом - Духом, находящемся в центре. Иначе говоря, проявление пяти в царстве природы может быть обозначено как процесс одухотворения природы или космоса. В аспекте человеческой природы пятерка символизирует собой замкнутый и бесконечный микрокосмос Посвященного Иерофанта, Мага, находящегося в центре четырех стихий и управляющего как внешними, так и внутренними природными силами.

    Графическим изображением пятерки является пентаграмма – пятиконечная звезда, выступающая либо в прямом, либо в обратном, то есть перевернутом положении. Различные тайные школы и ордена вписывали в пентаграмму фигуру человека или козла. Если пентаграмма прямая, тогда голова помещается в высшую точку, а расставленные руки и ноги – по другим углам фигуры. Если же пентаграмма обратная, или перевернутая, тогда фигурой, которую в нее вписывают темные ордена и школы, является фигура козла, символизирующего собой дьявола, отца лжи, носителя зла. И прямая, и обратная пентаграмма применялись в оккультной практике: прямая пентаграмма - в белых традициях и орденах для защиты от темных сил, ударов, проклятий, энвольтаций, обратная пентаграмма - в черных ложах и центрах для нанесения ударов, вызывания разрушительных сил, ослабления или даже смерти противника. Считалось, что пятая Сефира Древа Сефирот - Гебура, выступающая как основа перевернутой пентаграммы, участвовала в практике так называемого "оживления левой руки" (Агриппа), после чего маг получал способность внушать ужас и парализовывать волю живых существ.

    Сущность пятерки и ее назначение вытекает из ее происхождения, которое эзотерические учения считают сакральным и связывают с союзом четного и нечетного чисел (3+2), то есть со священным космическим браком неба и земли. Индивидуализированное начало, божественная искра, микрокосмос по своей сути всегда находятся в состоянии поиска, напряжения и совершенствования. Начало, символизируемое пятеркой, стремится вырваться из грубоматериальной тюрьмы воплощенного существования к свободе и власти над стихиями и формами этого мира. Мэнли Холл дает следующее описание характеристик пентады:

    "У греков пентаграмма была священным символом света, здоровья и жизнеспособности. Она также символизирует пятый элемент, эфир, потому что он свободен от влияния четырех нижних элементов. Она называется равновесием, потому что разделяет совершенное число 10 на две равные части.
    Пентада есть символ Природы, потому что, будучи умножена сама на себя, она возвращается к себе, точно также, как зерна пшеницы, рождающиеся в форме семени, проходят через Природный процесс и воспроизводят семена пшеницы в виде окончательной формы своего собственного роста. Другие числа, будучи умножены сами на себя, дают другие числа, но только 5 и 6 возвращают при этом свое исходное число как последнюю цифру в произведении".

    Пятерка, как символ владычества Духа над природными силами, всегда выражала идею борьбы человека со своей низшей, смертной, природой для достижения состояния бессмертия. Пятый элемент - Дух или Высшая Воля - подобно мечу поражает низшую материю души, потому в алхимии, по свидетельству Густова Мэринка, подобная практика называлась "переплавлением трупа в меч". Об этом пишет и Мэнли Холл: "Для философов было привычно скрывать элемент земли под символом дракона, и многим героям поручалось идти и сразить дракона. Тогда они вытаскивали свой меч (монаду) и вонзали его в тело дракона (тетраду). Этим завершалось формирование пентады, символа победы духовной природы над материальной".

    Сущность пятерки становится понятной при рассмотрении тех чисел, которые в разных комбинациях составляют число 5. Так 1+4 представляет собой уже рассмотренный выше символ торжества Духа над материей. Сокровенная библейская традиция все виды материи, в том числе и тончайшую субстанцию души в ее райском состоянии, отождествлять с числом 4 - отсюда символ четырех рек, вытекающих их Эдемского Сада, движение которых находилось во власти Херувима Иезикииля, способного вращать четыре элемента подобно колесу. В том случае, если перед нами другая комбинация цифр 4+1=5, то значит Дух побежден воздействием природных сил. Если представить пятерку как результат сложения тройки и двойки, то речь может идти о совершенном или стремящемся к совершенству человеке. Если же 5=2+3, тогда данная комбинация символизирует собой черного мага, Именно об этом случае говорит Блаватская: "Число Пять было составлено из Двоячности и Троичности, и из них именно Двоячность внесла беспорядок и смятение во все, что имело совершенную форму". "Тайная Доктрина" содержит глубокую обобщенную характеристику мистического смысла пятерки, в которой разные традиции видели различные аспекты: то пятичленного человека, то принцип индивидуального самосознания личности Манас, то "всемирную квинтэссенцию, жизненный флюид или жизнь" (Рагон, Агриппа, Мебиус):

    "Оно [число 5] символизирует одновременно Дух Вечной Жизни и дух жизни и земной любви - в человеческом комплексе; и оно включает божественную и адскую магию, и общемировую и индивидуальную квинтэссенцию бытия. Таким образом, пять мистических слов или гласных, произнесенных Брамою при "творении", которые в дальнейшем стали Пантадаша (некоторые Ведические гимны, приписанные этому Богу), являются в своей творческой и магической потенциальности белою стороною пяти черных, Тантрических Ма-кара, или же пяти М. Макара, созвездие, является как бы бессмысленным и нелепым словом, тем не менее, даже помимо его анаграмматического значения в сочетании с термином Кумара, числовое значение его первого слога и его Эзотерического разрешения в число пять имеет весьма большое и оккультное значение в тайнах Природы". (Созвездие Ма-кара содержит в себе ключ к правильному толкованию его как имени: "ма" означает 5, "кара" - рука с пятью пальцами, то есть Пентагон или пятиконечная звезда J) Х.Э.Керлот дает числу 5 аналогичную характеристику: "ПЯТЬ символизирует человека, здоровье и любовь, а также квинтэссенцию, действующую на материю. Это число включает в себя четыре оконечности тела плюс голова, которая их контролирует, а также четыре стороны света вместе с центром. Hieros gamos (священный брак) обозначался числом пять, т. к. он представлял собой союз принципа неба (три) с принципом Великой матери (два). Геометрически пять является пентаграммой или пятиконечной звездой. Оно соответствует пятиугольной симметрии, общей характеристике органической природы, золотому сечению (как замечено пифагорейцами) и пяти чувствам, представляющим пять "форм" материи".

    Пятерка, занимавшая также видное место в библейском символизме, индивидуализирует принцип движения, искания, динамического равновесия, активности.

    Полное описание принципа пятеричности, лежащего в основе числа пять:

    "Традиционно число пять символизирует грехопадение человека, но, будучи приложенным к земному порядку вещей, оно означает здоровье и любовь. Эзотерическое учение рассматривает это не как следствие, а как причину наличия пяти конечностей на руках и ногах человека. Соединение числа пять с телом человека, присущее романскому периоду, распространено по всему миру, от Англии до Дальнего Востока. Агриппа Неттеслеймский описал образ человека с распростертыми руками и ногами, соответствующий пентаграмме. На числе пять основано много талисманов и амулетов - не только в связи с человеческим телом, здоровьем (или физической целостностью), любовью, но и потому, что пятеричность символизирует весь материальный мир (выраженный четверичностью) плюс центр или пятая (высшая) сущность. В Марокко, например, чтобы уберечься от дурного глаза, повторяют фразу - "хамса фи айнек" ("пять в твой глаз"). Некоторые исламские обряды и понятия образовались с учетом пятеричности: существует пять религиозных обязанностей, пять ключей к тайному знанию, пять главных молитв и пять раз повторяемая священная клятва. У китайцев пять является самым важным из чисел. Пятеричность в целом представляет естественный жизненный ритм, космический миропорядок. По пятеричной "модели" образовались (среди других) такие группы: пять планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн); пять природных форм (металл, растения, вода, огонь, земля): пять цветов (белый, черный, синий, красный, желтый); пять музыкальных тембров (бронзовый, каменный, шелковый, деревянный и глиняный); пять основных ландшафтов (горы и леса, реки и озера, холмы и поля, родники и болота)."
     
  2. Число5 (религия)

    Пифагорейцы полагали, что пять — знак здоровья и гармонии. В «Илиаде» упоминается некий воин Стентор, он кричал громче 50 человек. Еще один греческий здоровяк Тидей в одиночку уложил в бою 50 человек. (В магии чисел 5 и 50 — считаются одним и тем же)

    Пять — также число быстрых неподконтрольных человеку событий, а значит, это наличие риска и неизбежность несчастных случаев. Поэтому в пятом отделении китайского ада, по мнению верующих, находятся души умерших от несчастного случая. В китайской же мифологии есть духи поветрий — эпидемий и заразных болезней. Духов поветрий пятеро, жертвоприношения им совершают в пятый день пятой луны. Обычно это пять лепешек. Как известно, инфекция проникает в организм внезапно и незаметно. Это некая вредящая сила, пришедшая из окружающего человека пространства, противостоять которой трудно, но можно. Число «пять» также символизирует чувства, а там, где есть чувства, появляются желания, где есть желания — возникают страдания от их неосуществления или переизбытка. Оттого «один палец укусишь — все пять болят» (узбекская поговорка). Речь идет не о гармонии, а гармоничности, о зависимом положении человека от окружающего, когда внешняя гармония сулит внутреннюю, а нарушение гармонического единства среды больно сказывается на чувствах индивидуума.
    В Евангелии от Иоанна в.главе 19 сталкиваемся с четверкой. Когда воины распяли Христа, они «взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части...» То есть казнителей было четверо, и ран от гвоздей у Христа было четыре: на руках и на ногах. Но четыре — символ неизбежности смерти и предварительных, нередко длительных, посмертных мучений (четвертование — любимая казнь наших предков; + объяснение нелюбви японцами этого числа )). Мучащийся от четырех ран Христос явно не вмещался в сюжет, апофеозом которого являлись и нестерпимые мучения, и последующая победа сына Божия над смертью. Чтобы усилить и ужесточить ситуацию, Иоанн вводит в повествование некоего пятого воина. Тот, не мешкая, наносит Иисусу пятую рану: бьет распятого копьем под ребра. И число «пять» мгновенно проявляет свой характер. Страдания Христа от этого становятся безмерными и как бы пришедшими свыше, как те поветрия или несчастный случай. Одновременно пять ран позволяют сократить мучения по времени и становятся пропуском на небеса.

    Число пять в Писаниях употреблено в значении благодати или милости:
    • Израиль вышел из Египта по пять человек в ряд. Смысл в том, что они вышли совершенно слабыми, безнадежными и незащищенными.
    • Когда Давид встретил Голиафа, он выбрал пять гладких камней. Они выражали его совершенную слабость пополненную Божественной силой. Давид был сильнее в своей слабости, чем все вооружение Саула, Он воспользовался только одним - Божьей помощью.
    В размерах Скинии число пять является преобладающим. Почти все ее размеры кратны пяти.
    • Внешний двор имел 100 локтей в длину и 50 в ширину. С каждой продольной стороны было 20 столбов, и вдоль торцов было 10 столбов, или всего 60, что означает 5х12 или милость правления, явленная миру.
      • Столбы держали занавеси, которые были 5 локтей в ширину и 5 в высоту, и вся площадь занавеси была 25 квадратных локтей (5х5). Каждая пара столбов держала 5 квадратных локтей льняного полотна.
      • 5х5 - размеры медного жертвенника для сожжения жертвоприношений. (Этот медный жертвенник был 3 локтя высоты, и это о Божественной законченности).
      • Входные занавеси ворот двора висели на 5 столбах. Входные занавеси двери Скинии также висели на 5 столбах.
    • Масло для святого помазания состояло из пяти частей, оно было откровением чистой милости.
      • Смирна, 500 сиклей (5х100)
      • Корица, 250 сиклей (5х50)
      • Тростник, 250 сиклей
      • Касия, 500 сиклей
      • Оливковое масло
    • Курения (символ молитв святых) были составлены из пяти частей (Исход 30).
      • Стакт
      • Оних
      • Халван
      • Ливан
      • Ладан




    Кстати: Восприятие мира спомощью 5-ти органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). О шестом чувстве....можно поговорить в теме о числе 6. Для того ведь и созданы темы, обсуждаем и приводим примеры своих сопоставлений с числами. :)


    Кто хочет углубиться в изучение: советую посмотреть число 5 со стороны нумерологии более конкретно, по картам Таро (Фарочка, это к тебе по большей части - посмотри карту Капеллан (Вдохновение), плюс Первосвященника само собой...ну и дальше сама знаешь)...если все-таки найдешь Кармические таро-будет идеально. ;)), со стороны Астрологических домов (V. Лев-самовыражение, дети......), Гексаграммы И-Цзин (V. Собранность - "займитесь собой, постарайтесь достичь гармонии тела и духа").
     
  3. Число 5 в России

    В России число пять и пятиконечная звезда, служащая его графическим выражением еще с древних времен, задолго до кремлевских звезд играло важную роль. В нашей стране была распространена особая игра, имеющая кельтское происхождение, во время которой человек должен был подбрасывать и ловить рукой пять камней с целью гадания. Древние люди были убеждены, что солнце пляшет пять раз в году. А.Голан, ссылаясь на русскую летопись XI века, утверждает, что примерно в то время "некий волхв предсказал конец мира через 5 лет; по его словам, ему об этом поведали 5 богов". Иногда пятерка рассматривалась на Руси как символическое обозначение брака, а также как число единения человека со Всевышним. О сакральном значении пятерки говорят и русские летописи, что хорошо показал исследователь числовой символики древнерусской культуры В.М.Кириллин.

    Почитание пятерки опиралось в русской традиции не только и не столько на языческие корни, сколько на христианские истоки. В.М.Кириллин утверждает, что пятерка "воспринималась в средние века как знак мистического соединения земной церкви со Спасителем, евхаристического пресуществления всех христиан в жизнь вечну". Исследователь приводит свидетельства рельефного присутствия пятерки в евангельских текстах: "Евангельская легенда о пяти хлебах, насытивших пять тысяч человек, и притчи о пяти мудрых и пяти неразумных девах и арабе, умножившем данные ему пять талантов на другие пять; ритуал благословения пяти хлебов на литии во время всенощного бдения и употребление на проскомидии во время литургии пяти просфор; храмы о пяти главах и иконостасы в пять рядов".
     
  4. KJ пасиба за 5:первый: :present:
     
  5. :) ...
     
  6. Re: Число 5 в России

    ниччччче не поняла... так если число 5 окружает тебя по всюду и всю жизнь (5 - число дня рождения, 5 квартира, 55 школа, 5-й корпус университета, на 5 этаже живет лучшая подруга и т.д.) ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО? :)
     
  7. Re: Число 5 в России

    Спасибо за темы о числах.Вопрос автору,будет ли тема о числе 6 или может уже была?
     
Загрузка...